Выбираем основу интерьера – ковер
-
- Опубликовано: 2012-10-08 13:24
- Автор: neew
Ковер – эмоциональное, художественное, религиозное воплощение творчества народа. Это связано с мировоззрением кочевых народов Азии. Благодаря прочности и многофункциональности, он ценился кочевниками в быту. Мусульман удовлетворяла его легкость, обеспечение «чистого» пространства во время каждодневной молитвы.
Следуя традициям, при широком распространении ислама ковры начали изготовлять с абстрактными рисунками религиозной символики. В азиатских странах он считался священным предметом и показывал связь народа с определенной культурой. Обычно его использовали для покрытия полов. Символы, вытканные на коврах, несут особое магическое значение, глубокий смысл.
Именно такими и есть растительный и зооморфный характер ковров. Его корни уходят в эпоху язычества, где то или иное изображения наделяли магическими функциями. Например, до появления ислама у персов официальной религией считался зороастризм. Часто встречаются изображения птиц: орла – символа силы и царского достоинства; павлина, петуха – символа пробуждения жизни; птицы Симург – символа бессмертия.
На изображениях с животными можно увидеть символы барана и козла. В то время техника ткачества не позволяла изображать животное целиком, поэтому условное изображение приобретало геометрическое очертание. Основным в растительном орнаменте является древо жизни. Для азиатских народов растущее дерево – символ оазиса, символ жизни. У персов буйство растительности в иконографии ассоциировался с идеей рая как цветущего сада. В геометрическом орнаменте древо изображается в форме якоря. Древним считается и изображение двух птиц по его бокам. В исламе оно было заменено вазой с цветами и соловьями по бокам. Орнамент зеллолсолтан – метафора возвышенной любви, в которой влюбленные сравниваются с цветами и соловьями. Одним из самых популярных орнаментов на востоке является гранатовое дерево, маленькое чудо природы. Оно встречается в иконографии многих стран.
Среди геометрических узоров можно часто встретить свастику. На её основе создана восьмиугольная звезда, которая находится в центре множества композиций. Ведь ночное небо являлось для кочевых народов неизменным ориентиром, а свастика являлась его центром, с исходящими лучами.
Строгим символом в исламе является рука Фатимы – куфический орнамент для анатолийских ковров. Его воспроизводят в виде буквы из древнего арабского алфавита и придают ему большой сакральный смысл. Часто на коврах изображают михраб – ниша в мачете, что обращена в сторону Мекки.
В Китае знакам и символам предавали огромное значение, ведь даже их письменность состоит из знаков. Их ковровые композиции не перегружены элементами. Отдельные сюжеты – особенности китайской культуры. Китайцы не считают изображение дракона символом зла.
В их иконографии он является символом счастья и царской власти. Также очень часто встречаются орнаменты растительности: лотос – символ лета и чистоты, нарцисс – символ зимы и добрых надежд, цветы персика – символ весны и пробуждения, пионы, терновник, хризантемы и бамбук. Из животных изображают оленя (знак силы), лошадь – символ храбрости, летучих мышей, аистов, ласточек и собаку Фо, что охраняет сны Будды. Из мифических существ встречаются изображения единорога и птицы феникс. Для ковров ручной работы характерен сюжет «ожерелье облаков». Также изображают символ инь и янь.
К выбору ковра необходимо относится тщательно, не забывать о своих эстетических и религиозных воззрениях, культурной принадлежности. Ведь это не просто предмет вашего интерьера, его орнамент может многое рассказать о хозяевах дома, который он украшает.