Давайте жить дружно!
-
- Опубликовано: 2011-04-23 12:58
- Автор: neew
Многим знакома ситуация: семья расположилась вечером в выходной день перед телевизором и не может поделить пульт! Родители хотят смотреть сериал, сын настаивает на мультиках... и назревает скандал. Что делать?
Как правило, взрослые в таких ситуациях либо «гнут свою линию» («Ничего ты не будешь смотреть!»), либо уступают («Ладно, только давай не ссориться»), но в любом случае проигрывают. Оба эти способа решения конфликта психологи называют неконструктивными - каждый из них предполагает выигрыш только одной стороны (взрослого или ребенка):
Действуя авторитарно, родитель «побеждает», однако учит ребенка решать проблемы исключительно силовыми методами, что формирует в малыше агрессивность или, наоборот, пассивность.
«Сдающийся» родитель, предпочитающий мир любой ценой, тоже не прав: во всем потакая ребенку, он растит эгоиста, безразличного к чужим потребностям, предъявляющего миру завышенные требования и потому рискующего остаться в одиночестве.
А как же лучше поступить?
Правильное решение конфликта должно быть таким, при котором ни одна из сторон не остается в проигрыше. Более того, выигрывают все! Это так называемый конструктивный подход к проблеме. Он предполагает несколько последовательных шагов (этапов):
Прояснение конфликтной ситуации. Родитель выслушивает ребенка и уточняет, в чем состоит суть проблемы: «Понимаю, этот мультфильм очень интересный, ты мечтал его посмотреть». Активно слушая, мы уже снимаем остроту ситуации - ребенок чувствует, что его мнение небезразлично другим.
Сбор предложений. Главные вопросы: «Как нам быть? Что придумать?» Все предлагают свои варианты решения (первое предложение должно поступить от ребенка), например: поискать трансляцию мультфильма (кино) в Интернете, пойти на просмотр к другу, живущему по соседству, и т. д.
Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Все возможные варианты совместно обсуждаются - без перехода на личности, по-деловому. Важно, чтобы каждый участник был выслушан, вник в положение собеседника и определился, что в данном случае для него важнее.
Детализация и выполнение решения. Продумать конкретные действия для реализации принятого варианта. Возможно, ребенку понадобится помощь: например, провести его к другу, где они вместе посмотрят мультфильмы.
Если в семье любые конфликты решаются таким образом, ребенок растет более подготовленным к дальнейшим встречам с трудностями вне дома. А главное - он учится:
Сотрудничеству - решение принимается сообща, в диалоге, без криков и ссор.
Дипломатии - учитываются интересы всех сторон.
Логике - предложения аргументируются.
Самостоятельности - малыш получает не готовый совет, а возможность подумать и предложить свой вариант разрешения ситуации.
Ответственности - действуя наравне со взрослыми, ребенок и отвечает наравне с ними.