Развитие слуха у ребенка
-
- Опубликовано: 2013-01-28 20:30
- Автор: neew
Развитие слуха до рождения
Слух – это чувство, наиболее развитое у зародыша. Ребенок в утробе матери начинает слышать где-то между 26-ой и 28-ой неделями. В животе у матери ребенок как бы купается в звуковой среде. Он постоянно слышит звуки от органов кровообращения, сердца, пищеварительных органов своей матери.
Согласно недавним исследованиям, уровень таких звуков составляет примерно 30 децибелл. Это интенсивность, сравнимая с интенсивностью шепота. К 5 или 6 месяцам беременности ребенок начинает слышать некоторые звуки, исходящие снаружи: голос (главным образом – интонации), музыку (ритм и низкие звуки), звуки механизмов.
Ребенок больше всего реагирует на человеческий голос. Он также чувствителен к изменениям ритма и интонации голосов, которые до него доходят. Голос его матери доходит до ребенка несколько искаженным, но он слышит его двумя способами: через воздушные каналы и через кости скелета матери. Между тем зародыш лучше слышит низкие частоты (например, голос отца). Резкие звуки фильтруются брюшной перегородкой, что понижает их уровень до 20-40 децибелл.
Слух новорожденного
После рождения у ребенка присутствуют некоторые слуховые ощущения (наличие которых проверяет обычно педиатр или детский ЛОР-врач). Он совершает важный в своей жизни переход из утробы матери во внешний мир. При этом, с самого рождения, ребенок узнает голос своей матери. Этот голос, равно как и некоторые звуки и мелодии, способен действовать на него успокаивающе.
Слух – это ключ для развития языковых навыков. Прежде чем начать говорить, ребенок издает некие вокализации и модуляции – основы языковой речи. Вначале он начинает произносить гласные звуки (а, о, у, и, и т.д.), затем слоги (ба-ма-па и т.д.). Все дети, независимо от того, в какой стране они родились и какой язык они слышат, переживают одни и те же этапы в развитии языка и произносят одни и те же звуки.
У ребенка очень тонкий слух, поэтому он слышит гораздо больше, чем кажется. Есть огромная разница между его способностью к разговорному языку и тем, что он понимает. Это похоже на ситуацию с взрослым человеком, который изучает иностранный язык. Ребенок очень хорошо понимает большое число обычных слов, а также прекрасно расшифровывает интонации.
Несмотря на то, что новорожденный ребенок обладает хорошими возможностями слушать внешний мир, развивать его слух все равно необходимо. При этом желательно ограничить шумовой фон в комнате, где находится ребенок (телевизор, радио). Пусть он лучше слушает ваш голос или пение птиц. Впрочем, звуки повседневной жизни вызывают у новорожденного ребенка большой интерес и любопытство (мотоцикл папы, скрипка старшего брата, стук дождя по подоконнику и т.п.). Ребенок может также слушать записи песенок, но ничто не заменит ему родительский голос. Не стесняйтесь сами спеть ему песенку, имитировать некоторые звуки. Это можно делать постоянно (в машине, в ванне, на кухне). Ребенок должен как можно чаще вас слышать. Ведь вы собираетесь передать ему огромный культурный багаж. Для этого постарайтесь находиться всегда рядом с ребенком, разговаривая с ним и поддерживая при этом визуальный контакт.
У маленьких детей присутствует явление, которое детские психологи называют «избирательным слушанием». Например, вы зовете своего трехлетнего малыша идти мыть руки или кушать. Он не двигается с места. Но при этом, при первых же звуках любимой передачи, он бежит к телевизору. Большую часть времени ребенок бессознательно решает для себя, отвечать ему на некоторые запросы или нет. Поэтому не считайте, что ребенок сознательно игнорирует ваши требования. Просто в этот момент он чем-то занят и на этом сконцентрировано все его внимание.
Ребенок от 0 до 12 месяцев
До возраста 3-х месяцев ребенок реагирует на звуки, вздрагивая, моргая глазами, изменяя выражение лица, протягивая ручки к источнику звука или плача.
В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок поворачивает головку к источнику голоса или шума. Он внимателен к звуковым игрушкам и реагирует на некоторые обычные звуки, даже не видя их источника. Он начинает лепетать. У него проявляются эмоции, когда он слышит музыку, которую он любит.
В возрасте от 6 до 10 месяцев ребенок начинает болтать, произнося небольшие слоги («бо», «ба», «да», «мой»). Он реагирует на музыку и на некоторые ключевые слова, например, на свое имя, или слова «мама», «папа», «молоко», «баиньки».
В возрасте от 10 до 15 месяцев ребенок пытается активно имитировать звуки, может показать некоторые вещи, которые вы попросите и часто начинает произносить некоторые слова.
1-3 года
В возрасте от 15 до 20 месяцев ребенок начинает понимать некоторые простые инструкции и показывать некоторые части своего тела. Его словарь составляет порядка 30 слов. В этом возрасте внимание ребенка сильно концентрируется, когда ему рассказывают его любимые истории.
В возрасте от 20 до 24 месяцев ребенок может уже воспринимать телевизионные передачи. Он внимательно слушает различные истории и может связать два слова. С ним уже можно поговорить, и он вас поймет.
После 2-х лет язык ребенка начинает быстро прогрессировать (более 1000 слов).
3-5 лет
В 3 года ребенок способен составлять простые фразы и его словарный запас сильно расширяется. У него есть любимые истории, слушая которые, он не утомляется. К 4 годам он любит рифмы и шутки и повторяет это с большим удовольствием. Он любит длинные истории и может рассказать что-то наизусть.
В возрасте 5 лет он уже может принимать участие в переговорах со взрослыми и легко отвечает на некоторые вопросы (его имя, город, где он живет, где он был летом и т.д.).
При нарушениях слуховых функций будет страдать и речь ребенка и его общее развитие. При любых отклонениях в развитии его слуха, которые могут заметить родители ребенка, они незамедлительно должны посетить детскую поликлинику и получить консультацию детских врачей (в первую очередь – детского отоларинголога). Врач определить причину задержки или нарушения слуха у ребенка и назначит соответствующее лечение.
Лечение слуха у детей: современный детский медцентр «Маркушка».