Альтруизм или эгоизм?
-
- Опубликовано: 2014-04-03 07:29
- Автор: neew
В психологии существует определение понятия «альтруизм». Так называют манеру поведения, которая направлена на благо для других лиц, не обусловленное внешним поощрением. В этике понятие альтруизма используется как антоним понятия «эгоизм». Последний понимается в качестве жизненной позиции, где личный интерес и его удовлетворение являются высшим благом.
Как мы видим, «эгоизм» и «альтруизм» выступают как взаимоисключающие понятия. Но в реальности взаимосвязь между ними есть и довольно тесная. Некоторые психоаналитики считают, что альтруизм выступает лишь в качестве фасада, скрывающего эгоизм и агрессию. То есть он производная от эгоистической базовой мотивации. В определенных ситуациях альтруизм может не иметь истинного характера, а служить средством психологической защиты, в проявлении бессознательного конфликта. Психоанализ понимает под защитным механизмом бессознательные поступки индивидуума, которые направлены на защиту от атаки со стороны окружающей реальности его внутреннего мира. Среди подобных атакующих импульсов могут быть фантазии, зависть, неудовлетворенные потребности, мечт и т. п.
У всех защитных механизмов имеются общие характеристики. Так, они действуют на бессознательном уровне и потому выступают как средства самообмана человека. Они отрицают, искажают и фальсифицируют окружающую реальность, имея целью снизить уровень тревожности психики индивидуума. Работа защитных механизмов накладывает на наше «Я» определенные ограничения и требует для своего поддержания весьма значительных энергетических затрат. Они служат для психики весьма тяжелым бременем. Сработав однократно, они уже не исчезают, а превращаются в постоянный способ реакции, присущий данному индивидууму и регулярно повторяющийся в течении всей его жизни. Из числа защитных механизмов стоит упомянуть так называемую «рационализацию». Суть ее в попытках логически объяснить свои поступки и мысли с целью скрыть истинные их мотивы.
Также существует и так называемое «реактивное поведение». В этом случае из сознания активно вытесняются «неудобные» мысли с заменой на их противоположность. Скажем, злоба заменяется на доброту и т. п. Еще одним механизмом защиты выступает так называемое «альтруистическое подчинение». Данный механизм подчиняет наши собственные инстинктивные побуждения интересам других индивидуумов. Далее по порядку следует «альтруистическое отречение», механизм которого обратный по отношению к предыдущему. Хорошо известен, благодаря знаменитой пьесе «Сирано де Бержерак». И, наконец, так называемая «невротическая любовь». В этом случае индивидуум постоянно и безгранично отдает свою любовь посторонним. При этом он нейтрализует свою потребность в чужой любви. Как мы видим, далеко не всегда видимость соответствует содержанию и, прежде чем делать далеко идущие выводы, нужно внимательно присмотреться к сути и мотивам поведения человека, которого мы оцениваем.