Синдром профессионального выгорания: что сделать, чтобы не сгореть на работе
-
- Опубликовано: 2012-05-16 00:57
- Автор: neew
Причиной этого может стать что угодно, начиная от собственного трудоголизма и желания непременно сделать все самым лучшим образом и заканчивая бестолковостью коллег – в том числе и начальства, которое не может нормально планировать работу для себя и других. К тому же, на каждой работе может произойти нечто непредвиденное, что, опять же, вынудит провести в офисе выходные или уйти домой, волоча в пакете гору рабочих бумаг «на доделать». Все это приводит к синдрому профессионального выгорания, который мы и рассмотрим далее.
В зоне риска данного синдрома находятся несколько категорий людей.
В первую очередь это те, кто длительное время работает в стрессовом состоянии. У таких людей все дела – это сплошная суматоха и неразбериха, все решения происходят в последний момент, а сроки вечно поджимают. При этом некоторые работники создают себе эту обстановку сами по причине собственного неумения правильно организовать деятельность, а есть и те, кто страдает от безответственности окружающих. Именно вторая группа имеет больший шанс пострадать от синдрома профессионального выгорания.
Вторая категория – это те, кто изо дня в день вынужден общаться с большим потоком самых разных людей. Те же менеджеры, консультанты, врачи, среди которых огромное количество женщин, изо дня в день вынуждены постоянно подстраиваться под собеседников, чтобы иметь возможность достичь какого-то результата в своей работе. Такая постоянная подстройка оказывает очень серьезное давление на психику человека, вынужденного этим заниматься. Поэтому этими видами деятельности не стоит заниматься ярко выраженным интровертам, а также неуверенным в себе людям, для которых общение с незнакомыми людьми приносит дискомфорт.
Наконец, третья категория – это люди, обладающие ярко выраженной склонностью к депрессии; накладывающийся на это постоянный или даже периодический рабочий прессинг заставляет их буквально жить на грани нервного срыва. Вечно крутящиеся в голове «не успею, не справлюсь, не смогу» на фоне постоянно накапливающихся дел могут запросто загнать человека в психологическую ловушку.
Итак, каковы же признаки синдрома профессионального выгорания? Общая картина синдрома – это истощение всех ресурсов человека, и физических, и эмоциональных, и энергетических.
Чтобы проверить, насколько вы близки к синдрому профессионального выгорания, проверьте, насколько относятся к вам следующие признаки.
- Привычная работа почему-то стала занимать больше времени и отнимать гораздо больше сил. Внимание и память стали ухудшаться.
- Нарушается аппетит и цикл сна, появляются зачастую ничем не объяснимые проблемы со здоровьем.
- Отрицательные эмоции занимают намного больше места в жизни, чем положительные, при этом как правило, они связаны с работой. Ну а раздражительность по самым мелким проблемам уже давно вышла за все рамки. Вариантом нарушения эмоциональной сферы может быть полное безразличие к тому, что происходит вокруг.
Диагностика у себя подобных признаков – повод задуматься о том, как же избежать синдрома профессионального выгорания. Поскольку данный синдром возникает при накоплении отрицательных эмоций на фоне непрекращающегося стресса, необходимо научиться сбрасывать негатив. Универсального способа нет, поскольку все женщины разные, и каждой необходимо найти то занятие, которое наилучшим образом подойдет именно ей. Спорт или танцы, медитация, занятия любовью в конце концов – все это лишь малая часть вариантов для расслабления. Поколотите подушку дома, если это принесет вам нужный эффект – главное, чтобы это занятие помогло выплеснуть негатив, одновременно не выливая его на окружающих.
Обратите внимание и на физическое здоровье – внесите в свою жизнь больше физической активности, тех же прогулок на свежем воздухе. Правильно питайтесь и старайтесь полноценно высыпаться; да, такие советы очень и очень стары, однако здоровому физически человеку реально легче справляться со всеми нагрузками современного мегаполиса.
Наконец, приучитесь планировать свою работу – используйте рабочее время рационально, умейте видеть скрытые подводные камни и не допускайте того, чтобы они превратились в айсберги, с которыми будет гораздо сложнее разобраться. Ведь кто, кроме вас, наилучшим образом знает все нюансы вашей работы?